Елена Семенова, 15 ноября 2006

В защиту скалодрома в ТЦ «Экстрим»

С самого его открытия переодически ведутся дебаты о его положительных и отрицательных сторонах. У каждого человека есть свои плюсы и минусы на любом тренажёре. Это то, что он видит и чувствует в пределах собственных способностей, как физического, так и психического плана.

Кто же выиграет «тяжбу» — обвинение или защита?

Засудят ли молодой тренажёр без всяких на то причин или «отпустят в мир с миром» во многом решает именно общественное мнение. Кто-то уже успел его полюбить всей душой, а другие ещё находятся на пути к этому. Кто-то пытается в первую очередь видеть всё положительное, дабы самосовершенствоваться. Другие же пытаются подчеркнуть зачастую ТО с их точки зрения плохое, что на самом-то деле таковым не является с точки зрения других людей, либо настолько для них незначительно, что это особо не принимается во внимание.

Это продолжение «Скалолазного попурри», которое прошлось по следам переписки c Таней.

Ответ Тане на повторное посещение скалодрома Экстрим-центра (http://baurock.ru/extreme/extreme21.htm)

Извини, но во всех твоих МИНУСАХ, касательно скалодрома в Экстрим-центре (далее просто Экстрим), самый большой минус в том, что все ЭТИ минусы относятся к современному скалолазанию в целом. А сам Экстрим виноват лишь в том, что он является детищем современности, и имел неосторожность появиться в среде, где ничего подобного раньше не было. Вернее что-то было, но совсем другое. В Экстриме появилась возможность сочетать обычное лазание без страховки (длинные маршруты-траверсы) с лазанием с верёвками (нижняя и верхняя страховка), и даже болдеринги. Все 33 удовольствия. И всё это на красавце скалодроме европейского качества.

Ну, чем не Бауманка по возможностям (ведь ты же с ним в первую очередь сравниваешь Экстрим?!)? Разница лишь в бОльшей функциональности из-за гораздо бОльшего количества зацепок и в подходе к решению одних и тех же проблем. Этот тренажёр попал к скалолазам, способным наполнить сам тренажёр именно тем содержанием, которое бы оправдало само его название и предназначение.

Экстрим — это тренажёр своего времени, когда молодёжь прогрессирует такими быстрыми темпами, что становится даже не по себе. И в этом скорее даже его огромный плюс, чем минус. Любому желающему не нужно тратить годы работы «вслепую» на то, чтобы попытаться чего-то достичь, да ещё потом и переучиваться. Сейчас любому потребуется намного меньше времени на то же самое и, главное, при нынешней популяризации скалолазания, наличии тренеров, школ и просто поддержки опытных людей данный процесс проходит «бешеными» темпами и позволяет избежать ненужных ошибок и травм.

Заграница привыкла всё строить для людей, на совесть, с максимальной эффективностью использования. У них всё продумано. Отсюда и результат: современные тренажёры — это просто чудо человеческой (в первую очередь скалолазов) сообразительности, позволяющие, заметь, даже при наличии ОГРОМНОГО количества скал иметь уникальную возможность заниматься на таких тренажёрах, которые и всепогодны, и удобны, и позволяют без лишних затрат сил и времени добиваться максимально возможного результата каждому желающему… Тем более, если учесть, что любое подобного рода развлечение на живых скалах сопряжено, как правило, со страховкой, с риском. А как же быть новичкам?! Они же не умеют ни страховать, ни навыков самого лазания у них нет — отсюда мучения и ненужный травматизм вместо наслаждения лазанием. Да и в Европе скалолазание — национальный вид спорта — и стар, и млад — все занимаются ЭТИМ, но каждый по своему, кому как удобно.

Отсюда и наличие таких тренажёров, где можно без риска и с чьей-либо помощью (при необходимости) что-то наработать, чтобы потом применить на скалах.

Отсюда и наличие большого количества зацепок на самих тренажёрах. Именно для их универсальности — чтобы можно было имитировать любое движение, которое может встретиться на скале. Соответственно, каждому есть, где развернуться.

А маршрут, он на то и маршрут, чтобы иметь ограничения. Во время проведения соревнований на скалах, там тоже зачастую используют ограничения, особенно на болдерингах! (Например, в Крыму). Обычно трассы маркируют, ограничивая лазательное пространство и, исключая («заклеивая») на маршруте отдельные зацепки (дабы не портить природу).

Хорошо, когда есть возможность ЭКСТЕНСИВНОГО (вширь) использования места для лазания. Но всегда были проблемы с площадями. А на скалах особенно. Это же надо сначала найти скалы, ещё на «опробованные» скалолазами, пригодные для пробивания трасс, затем скалы надо чистить, потом готовить маршруты, далее ещё их и содержать в хорошем рабочем состоянии — это всё долго и достаточно дорого. А в городах, где взять столько площадей? Политика-то сейчас простая — с меньшими затратами получить больше эффективности и отдачи. А это уже ИНТЕНСИВНЫЙ (поиск внутренних резервов) подход современности к решению насущных проблем. Поэтому мы довольствуемся тем, что есть — построили тренажёр в Экстриме и на том спасибо. Он уже ЕСТЬ, и это главное. Наша теперь задача эффективно его использовать. Именно поэтому в Экстриме (относительно небольшом по размерам скалодроме) есть, где и чем заняться и новичку, и международнику. А наработать у себя привычку запоминать трассы — это личное дело каждого и сам скалодром здесь ни при чём (да и для развития памяти полезно). Скалодром может создать благоприятные условия для чего-то, а человек уже сам либо ими пользуется себе во благо, либо просто их не принимает. Но, скалодром то не виноват, что некоторые ленивы и не хотят над собой поработать, чтобы стать лучше, продвинуться вперёд.

Конечно, это не скалы! Обидно, чего греха таить. Но мы то чем виноваты, что НУ НЕТ у нас около Москвы гор и скал, которыми так нас притягивает и изобилует заграница. Что ж нам теперь «сидеть, сложа руки» и не заниматься тем, что так нравится?!

 

Мнение: трассы в большинстве своем очень техничны, но работа пальцев идет минимальная, вследствие чего пальцы должным образом не работают.

 

Пальцы на любой вертикали (не говоря уже о нависаниях) просто не могут не работать! Мы же не можем совсем отпустить руки?! Я уже писала о том, что каждая часть тела должна работать в своей весовой категории. Соответственно, пальцы, как самое слабое звено, надо беречь. Но это не означает вовсе, что они не должны работать! А на ОЧЕНЬ техничных трассах при правильном исполнении движений действительно работа пальцев идёт минимальная (можно со всей дури, конечно же их загрузить — а смысл?!). Но это вовсе не говорит о том, что пальцы должным образом не работают. Скорее наоборот — они работают так, как СЛЕДУЕТ. Зачем таскать тяжёлую поклажу в руках, если можно запросто положить в удобный рюкзак и носить за спиной, спасая руки от ненужных нагрузок, позвоночник от излишних перекосов и прочих неудобств?! Так и в скалолазании.

С другой стороны, можно выбрать другую трассу, более сложную, и проблема сразу сама разрешится. В Экстриме много трасс создано именно на пальцы. И не только по активным зацепкам, но и по пассивным плюшкам (по мизерам рельефа на них). И было бы неправильным утверждать, что здесь пальцы не грузятся. Ещё как работают!

Мнение: Некоторые выходы сложно представить себе в реальных условиях, в связи с чем возникает вопрос: а скалолазание ли это вообще или просто некая разновидность акробатики?

 

В реальных условиях можно себе представить только то, что лазил сам, ощутил в полной мере на себе. И как много разнообразных трасс по всему миру любой из нас пролез, чтобы можно было так запросто такое утверждать? А если быть ещё проще, то вообще ничего представлять себе не придётся. Без разницы, какие условия (реальные или нереальные), если ты умеешь чувствовать собственное тело и располагать его на любых типах рельефов самым оптимальным образом. И, если тебе это нравится делать, то тебе должно быть «по барабану», как это называется скалолазанием или акробатикой. Главное, чтобы нравилось и доставляло истинное наслаждение! Хотя акробатика на вертикали — разве это не прикольно?!

Мнение: Лично меня несколько огорчает то, что современное скалолазание пошло по пути акробатических трюков, в результате чего соревнования проводятся не на скалах, а на скалодромах (в Арко, на фоне скал, выглядело это просто нелепо).

 

Современное скалолазание вовсе не САМО пошло по пути акробатических трюков! Это элементарный прогресс сам не стоит на месте и нам всем покоя не даёт, а так же человеческие амбиции. И, если появляется что-то новое и действенное (типа скалодромов, камбусборда, системборда…), что позволяет совершить большой скачок вперёд в своём развитии, всегда находятся свои герои, которые умудряются сначала «шокировать» людей своими достижениями, а там, глядишь, и последователи находятся, и их со временем становится всё больше и больше!

Соревнования на скалах действительно проводятся редко. И причин может быть несколько. Во-первых, как ты себе это вообще представляешь? Нужны хорошие трассы (нужных категорий и все рядом, безопасно пробитые, чищеные, с удобными «плато» внизу для народа…). Это должно быть где-то недалеко, и чтобы было удобно добираться, иначе не говоря уже о болельщиках и судьях, но даже участники не смогут туда добраться (ведь машина есть далеко не у каждого, а чтобы перевозить всех централизованно, на это нужны дополнительно средства). Соревнования длятся не менее двух дней, причём участники, приезжающие заранее, должны где-то жить. Палатки отменяются, так как не способствуют ни поднятию у участников духа, ни повышению их спортивного уровня. А как проводить такие соревнования?! Многие в горы просто не поедут, если не будет удобных заездов, места для парковки, торговых точек (вещи, зацепки, еда…). Опять же музыкальное сопровождение и прочее в горах, наверное, тоже сопряжено с дополнительными трудностями. Чтобы смотреть всё это шоу, тоже надо оборудовать места для зрителей и судей, а так же для участников («загоны», места для разминки и прочее…). Если хорошенько подумать, думаю, много найдётся ещё неудобств, связанных по меньшей мере с дополнительными затратами, которые вряд ли окупятся. И кому такое надо? Спонсорам? Зрителям? Участникам? Так вот желательно, чтобы это надо было всем. Видно как раз этого то и нет. Поэтому, соревнования на скалах проводят редко и в основном местного значения или дабы поддержать сложившиеся традиции (и то только у нас). И к тому же чтобы выступать на скалах, надо очень много лазить именно по скалам. И кто у нас обладает такой возможностью в России? Или нам надо вечно ошиваться за рубежом (жить, учиться и работать, дабы лазить на живых скалах…), или вообще не участвовать ни в каких соревнованиях. Но ведь многие в них и не участвуют, даже имея уникальную возможность лазить на скалах круглый год. Все люди разные.

Мнение: «строгое указание зацепок для маршрута подразумевает, что данное движение необходимо сделать единственным образом, что исключает участие логики и анализа в процессе лазания: выдумывать нечего — либо вылезешь так, либо никак. (На реальных скалах всегда можно схитрить, используя малейшую неровность, здесь же все однозначно)».

 

Строгое указание зацепок для маршрута вовсе не подразумевает, что данное движение необходимо делать единственным образом, просто в тот момент, когда Вы пытались это делать, рядом не нашлось человека, способного сделать это по другому!!! И это совсем не исключает участия логики и анализа в процессе лазания, а скорее даже наоборот. Вы сами по собственной воле исключили их из своего лазательного процесса, поэтому и не смогли ничего другого придумать для достижения желаемого. Так что однозначностью здесь и не пахнет. Иначе бы все всё пролезали — однозначно же, чего тогда мудрить?! Не зря же «видит око, да зуб неймёт» — у кого-то получается легко и просто, а у другого проблема. Но ведь делается же! Значит весь вопрос в самом человеке, у которого это не получается.

Малейшую неровность для ног на скалах с лихвой можно заменить трением на стендах.

Для того же, чтобы хитрить и изворачиваться где бы то ни было, надо иметь солидную базу «всякого рода хитростей», которая растёт с увеличением Вашего опыта. А для этого опять же нужно просто лазить МНОГО и РАЗНООБРАЗНО.

Таков будет ответ защиты по данным вопросам.

 

А каково Ваше мнение на этот счёт?